В рамках XXХI Международных Рождественских образовательных чтений 24 января 2023 года в Белом зале Храма Христа Спасителя состоялся круглый стол «Перспективы развития системы духовно-нравственного воспитания в муниципальных и православных дошкольных образовательных учреждениях» направления «Деятельность Церкви в сфере образования и катехизации».
Председателем выступил руководитель отдела образования и катехизации Нижегородской епархии протоиерей Евгений Худин, куратором – специалист по дошкольному образованию Синодального отдела религиозного образования и катехизации Мария Ракушина. В работе секции принял участие инок Вячеслав (Серёгин), руководитель Аппарата Синодального отдела образования и катехизации.
В первой части круглого стола были представлены региональные программы по духовно-нравственному воспитанию для дошкольных образовательных организаций. Своим опытом поделились представители Рыбинской, Ровеньковской, Белгородской и Нижегородской епархий.
В частности, Эмилия Николаевна Демченко, заведующая ЧДОУ Православный детский сад «Покровский» г. Белгород представила авторскую программу «Лампада теплится, лишь полная елеем» в основе которой лежит принцип о том, что только личность может воспитать личность.
Программа нацелена на подготовку и воспитание педагогических кадров для дошкольных учреждений, как результат воспитатели начинают воцерковляться вслед за своими воспитанниками.
Изучение Священного Писания строится на принципах:
- хронологичность;
- концентричность;
- тематический подход.
В начале следует прочтение отрывка из Священного Писания, лекция священника или более опытного педагога, обсуждение и как результат – разработка тематического занятия для воспитанников детского сада.
Знакомство с библейским сюжетом и его эмоциональное проживание создает особые образы и впечатления, которые помогают в понимании жизненной ситуации.
Опытом взаимодействия Церкви и дошкольного учреждения поделилась и гостья из Новороссии – Ирина Валентиновна Ковалева, заслуженный работник образования Луганской народной республики, заведующая ГДОУ Краснодонский детский сад комбинированного вида № 3 «Ягодка». Она представила авторскую программу по духовно-нравственному воспитанию, реализуемую в стенах дошкольного учреждения более 10 лет.
Цель программы – духовное возрастание всех ее участников, знакомство с традициями восточного православия. Особенностью программы является использование принципов Богослужения в Церкви, когда во время праздника читается один и тот же отрывок из Евангелия, исполняется один и тот же Тропарь во всех группах.
Обращение к истории праздника, использование информационно-наглядных материалов, элементов театрализации, ИКТ делают событие более насыщенным и глубоким по восприятию.
В своем выступлении Ирина Валентиновна подчеркнула необходимость соработничества педагогов дошкольного образования и священнослужителей, так как без духовной поддержки существует угроза проникновения языческих и протестантских идей в дошкольное образование.
С другой стороны, недопустимо, когда священник предлагает темы из программы воскресной школы, которая сложна для невоцерковленных детей.
В конце своего выступления Ирина Валентиновна выразила пожелание о необходимости создания православных мультфильмов с возможностью их использования во время занятий.
Вторая часть круглого стола – обсуждение в рамках темы «Поиск путей преодоления основных сложностей в работе по духовно-нравственному воспитанию дошкольников» – прошла в формате командного решения кейсовых ситуаций:
- Роль епархиальных Отделов религиозного образования и катехизации в развитии системы нравственного воспитания дошкольников региона.
- Реализация программ духовно-нравственной направленности в муниципальных детских садах.
- Реализация программ духовно-нравственной направленности в православных детских садах.
- Роль священнослужителя в работе по духовно-нравственному воспитанию дошкольников.
- Роль родителей как активных участников воспитательного процесса в ДОУ.
В ходе мозгового штурма команды участников выработали алгоритмы решения сложностей, возникающих в работе по духовно-нравственному воспитанию дошкольников, которые могут стать опорой для коллег оказавшихся в подобной ситуации.