Секция «Соотношение психологических знаний с накопленным святоотеческим опытом Церкви в деле душепопечения» XXXIII Международных Рождественских чтений, посвящённая пастырскому душепопечению и психологии, прошла 28 января в Синодальном отделе по церковной благотворительности и социальному служению в Москве. Организаторами секции выступили Раифский монастырь и служба «Милосердие Казань».
Возглавил секцию наместник Раифской обители игумен Гавриил (Рожнов). Кураторами стали насельник Раифской обители иеродиакон Кронид (Полежаев) и руководитель епархиальной службы помощи «Милосердие Казань» Ольга Варганова.
В своем докладе «Пастырское душепопечение и психология: точки соприкосновения и расхождения» игумен Гавриил отметил:
«На сегодняшней конференции мы в первую очередь ставим задачу выстраивания диалога по уточнению терминов и понятий – тех, которые использует православное богословие личности, и тех, которые используются в классической и современной психологии. Для нас важно решить вопрос – каким образом психологам, и в первую очередь психологам православным, можно выстроить свою систематическую работу, опираясь на то богатое наследие, которое есть в Церкви, но, если признаться честно, не востребовано – не используется в полной мере даже в деятельности священников или в повседневной жизни православных христиан. Поэтому здесь психология может быть не только ученицей богословской антропологии, но и реальной помощницей богословия как в пастырском окормлении людей, так и в актуализации опыта, накопленного как в богословии, так и в практической психологии. И если этот диалог выстроить правильно, то он может дать очень хорошие и многообразные плоды.»
Иеродиакон Кронид в своем докладе на тему «Различные модели православной (христианской) психологии» призвал собравшихся порассуждать о том, что вкладывается в понятие «православная психология»:
«Мой доклад – это скорее приглашение к размышлению (возможно, к дискуссии), чем резолюция с уже готовыми и прошедшими обкатку временем и опытом тезисами и положениями. На наш взгляд, то, что вкладывается в понятие «православная психология», невзирая на уже многолетнее его использование в церковной и околоцерковной риторике, до сих пор представляет собой какую-то величину туманную, аморфную, четко неопределенную и часто дискуссионную. Давайте порассуждаем об этом», – начал он свою речь.
Прозвучали также доклады иеромонаха Силуана (Цапина) «Понимание души в античности и в христианстве», Вячеслава Васильева «Практическое взаимодействие священника и психолога» и протоиерея Петра (Чубарова) «Принципы построения христианского консультирования в системе пастырского душепопечения».
После того, как были заслушаны доклады, состоялся круглый стол на тему «Соотношение психологических знаний с накопленным святоотеческим опытом Церкви в деле душепопечения. Пастырское душепопечение и психология», в котором приняли участие священнослужители и специалисты, работающие в этом направлении. Собравшиеся обменялись опытом, постановили, что духовный опыт Церкви должен стать фундаментом православной психологии и определили основные ее термины.
В заключение отец Гавриил поблагодарил всех собравшихся:
«Очень много людей откликнулось на предложение принять участие в секции. Предоставленный для проведения встречи зал был переполнен. В зале присутствовали специалисты, которые на протяжении многих лет занимаются проработкой заданных тем. Хотел бы особо отметить известного психолога Виктора Ивановича Слободчикова, отца Киприана (Буркова), отца Иоанна (Адливанкина), руководителя Душепопечительского православного Центра святого праведного Иоанна Кронштадтского, отца Петра (Чубарова), который представил интересный доклад.
Все доклады получились очень живыми, и после выступлений состоялась оживленная дискуссия, в ходе которой прозвучали конкретные предложения. В частности, отец Киприан предложил создать экспертный совет по православной психологии, по регуляции деятельности специалистов, которые трудятся в этой сфере. Экспертный совет должен состоять из священнослужителей. Участники круглого стола поддержали озвученную инициативу, назвали её своевременной и необходимой».
«Доклады затрагивали вопросы соотношения богословия и психологии, пастырского душепопечения и психологического консультирования и психотерапии, — поделился своими впечатлениями поделился своими впечатлениями иеромонах Киприан (Бурков), насельник Московского Высоко-Петровского мужского монастыря. — Сделали попытку дать понятие термину «православный психолог», разобраться в том, каким квалификационным требованиям он должен соответствовать в отличие от секулярного (светского) психолога. Был даже поставлен вопрос о необходимости лицензировании внутри Церкви психологов на предмет придания им статуса «православный психолог», о формировании сообщества таких психологов. Была дискуссия и о том, что можно брать из секулярной психологии, а что нельзя.
Я предложил создать Экспертный совет из числа священников, разбирающихся в секулярной психологии и психотерапии и умеющих с точки зрения святоотеческого учения дать оценку этим школам и психотехникам. Такое предложение было поддержано».
Благочинный Томского района, настоятель Богоподице-Владимтрского храма г.Северска протоиерей Дионисий Степанов, побывавший на секции, рассказал, что в ходе работы секции поднимались вопросы, связанные с разностью подхода классической психологии и Церковного опыта в заботе о человеке, разным отношением к человеческой природе:
— Светская наука нередко определяет личность, как изначально целостный субъект и только негативным опытом жизни, причиняющим себе повреждения. Церковная же традиция говорит о поврежденности первородным грехом всего человечества и инструментом для исцеления считает не скрытый в человеке самодостаточный потенциал, а Божественную врачующую благодать. Вместе с этим у двух, в полной мере не исключающих друг друга, подходах есть достаточно много точек пересечения в борьбе за человеческую душу. Положительный опыт и практические навыки соработничества духовенства и психологов были представлены руководителями различных епархиальных реабилитационных центров.
В основу текста легла информация с сайта Раифского монастыря.