10 ноября 2024 года по благословению митрополита Томского и Асиновского Ростислава в Томской областной библиотеке им. А.С. Пушкина прошел III «круглый стол» на тему «Сопровождение детей с ОВЗ – новые практики и тенденции развития».
«Круглый стол» организован в рамках XVII Томских областных Макариевских образовательных чтений, регионального этапа XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений, посвященных теме: «80-летие Великой Победы: память и духовный опыт поколений».
Организаторами мероприятия выступили Воскресная школа Петропавловского собора г. Томска при поддержке Отдела религиозного образования и катехизации Томской епархии.
Цель мероприятия: освещение темы сопровождения детей и молодежи с особыми образовательными потребностями и формирование благоприятной среды для социализации и инклюзии детей с ОВЗ, а также их родителей при Воскресных школах Томской епархии, сотрудничество с образовательными учреждениями города, работающих в данном направлении.
В работе «круглого стола» приняли участие:
- ректор Томской духовной семинарии архимандрит Иосиф (Еременко);
- руководитель Отдела религиозного образования и катехизации Томской епархии протоиерей Святослав Зулин;
- протоиерей Петр Чубаров (Санкт-Петербург), кандидат психологических наук, доцент, преподаватель Санкт-Петербургской духовная академия (СПбДА);
- Леонтьева Виктория Викторовна (Москва), руководитель направления помощи людям с инвалидностью Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению;
- Корзова Оксана Дмитриевна (Санкт-Петербург), учитель-дефектолог высшей квалификационной категории», руководитель православной развивающей группы «Радость наша»;
- Гультяева Ольга Александровна (Санкт-Петербург), кандидат психологических наук, педагог-психолог, олигофренопедагог, ГБДОУ No 97 компенсирующего вида;
- Воднева Ольга Петровна, специалист Отдела религиозного образования и катехизации Томской епархии:
- Нечаева Людмила Викторовна, научный сотрудник ВММЗ В.М. Шукшина с. Сростки, Алтайский край.
- Мёдова Наталия Анатольевна, доцент, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой дефектологии ТГПУ;
- Обносова Галина Петровна, кафедра дефектологии ТГПУ, кандидат педагогических наук, логопед, дефектолог, специальный психолог;
- Шляпников Сергей Евгеньевич, старший преподаватель кафедры дефектологии ТГПУ,
- Харгель Надежда Семёновна – член Томского отделения ВОРДИ;
- Кудинова Елена Владимировна, заместитель директора по воспитательной работе, руководитель методического объединения учителей трудового обучения коррекционной школы 8 вида МАОУ ООШ № 39;
- преподавательский и научно-преподавательский состав Томска, Москвы, Санкт-Петербурга, духовенство, педагоги Воскресных школ Томской епархии.
С приветственными словами к участникам «круглого стола» обратился ректор Томской духовной семинарии архимандрит Иосиф (Еременко), пожелав всем помощь Божией в работе.
О сопровождении детей с особыми образовательными потребностями в православной образовательной среде рассказала организатор «круглого стола» Ирина Ивановна Арефьева, директор Воскресной школы Петропавловского собора г. Томска. Ирина Ивановна также рассказала о сотрудничестве и сетевом взаимодействии между учебными заведениями г. Томска и Воскресной школой Петропавловского собора г. Томска.
В этом году в работе круглого стола приняли участие гости из Москвы, Санкт- Петербурга, Алтайского края.
Леонтьева Виктория Викторовна (Москва), руководитель направления помощи людям с инвалидностью Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению, рассказала о дореволюционном опыте милосердия – возрождения и преемственности практик духовно-нравственного попечения о детях и молодых людях с комплексными нарушениями развития на примере деятельности церковно-общественной организации «Братство во имя Царицы Небесной». О деятельности церковно-общественной организации «Братство во имя Царицы Небесной» (1900-1917 гг.) и преемственности практик духовно-нравственного попечения о детях и молодых людях с комплексными нарушениями развития сегодня».
Протоиерей Петр Чубаров (Санкт-Петербург), кандидат психологических наук, доцент, преподаватель Санкт-Петербургской духовная академия, председатель Центра христианской практической психологии СПбДА поделился опытом создания и деятельности Центра христианской практической психологии. Центр создан по благословению епископа Петергофского Силуана, ректора Санкт-Петербургской духовной академии.
Одним из главных направлений работы Центра является помощь в организации духовно-нравственного воспитания детей с ОВЗ. Специалисты Центра предоставляют консультативную, методическую и организационную помощь для реализации духовно-нравственной составляющей в занятиях с детьми с ОВЗ.
Корзова Оксана Дмитриевна (Санкт-Петербург), учитель-дефектолог высшей квалификационной категории», руководитель православной развивающей группы «Радость наша» и Гультяева Ольга Александровна (Санкт-Петербург), кандидат психологических наук, педагог-психолог, олигофренопедагог, ГБДОУ № 97 компенсирующего вида рассказали о духовно-нравственном воспитании дошкольников с ограниченными возможностями здоровья, поделились опытом работы на приходе и в ДОУ. «Радость наша» — это группа, в которой созданы уникальные условия для приобщения детей с ограниченными возможностями здоровья к основам православной веры. Специалисты православной развивающей группы «Радость наша» уже на протяжении 11 лет оказывают помощь детям с интеллектуальными нарушениями. Проводят развивающие занятия, в которые включают православный компонент: духовно-нравственное воспитание; познавательное развитие; речевое развитие; социально-коммуникативное развитие.
Трунова Тамара Дмитриевна, (Санкт-Петербург), педагог Благотворительного фонда во имя святой блаженной Матроны Московской. Центра Екатерины Константиновны Грачёвой не только рассказала о сопровождении и обучении детей с тяжелыми множественными нарушениями развития на примере организации творческих мастерских, но и показала интересный фильм о деятельности Центра во имя святой блаженной Матроны Московской.
Медова Наталья Анатольевна, доцент, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой дефектологии ТГПУ рассказала об особенности знакомства с произведениями художественной литературы детей с особыми образовательными потребностями.
Обносова Галина Петровна, доцент кафедры дефектологии ТГПУ, кандидат педагогических наук, логопед, дефектолог, специальный психолог, поделилась темой педагогического сопровождения детей с ОВЗ в контексте решения профессиональных задач специалистами.
Шляпников Сергей Евгеньевич, старший преподаватель кафедры дефектологии ТГПУ рассказал о роли семьи в ранней диагностике и коррекции задержки психического развития.
Кудинова Елена Владимировна заместитель директора по воспитательной работе, руководитель методического объединения учителей трудового обучения коррекционной школы 8 вида МАОУ ООШ № 39, представила доклад на тему «Формирование социальной адаптации учащихся МАОУ ООШ № 39 в рамках взаимодействия с социальными партнёрами и реализации городских программ воспитания и дополнительного образования».
В ходе «круглого стола» педагоги представили опыт работы по сопровождению детей и молодежи с особыми образовательными потребностями.
Коваленко Антонина Алексеевна, заведующая отделом библиотечного обслуживания людей с ограничениями жизнедеятельности ТОУНБ им. А.С. Пушкина, рассказала о деятельности отдела библиотечного обслуживания людей с ограничениями возможностями здоровья и о помощи семье, воспитывающей ребенка с инвалидностью.
Корнелик Элеонора Финаритовна, учитель коррекционной школы 8 вида МАОУ ООШ № 39, осветила тему формирования жизненных компетенций на уроках окружающего мира.
Нечаева Людмила Викторовна, научный сотрудник ВММЗ В.М. Шукшина с. Сростки, Алтайский край, в интересном и познавательном докладе осветила тему интерактивных занятий для людей с ОВЗ в музейном пространстве.
Майер Марина Вадимовна, руководитель театральной студии для ребят с особенностями в развитии, поделилась итогами инклюзивного социального проекта «Театр Равных».
Вельш Дарья Владимировна, менеджер по патриотическому воспитанию и музейно-просветительской деятельности, ОГБПОУ «Томский техникум социальных технологий» рассказала о дополнительной общеразвивающей программе гражданско-патриотической и музейно-просветительской деятельности на базе музея истории Томского техникума социальных технологий.
Малова Вероника Олеговна, студентка курса ТГПУ, кафедры дефектологии, выступила с докладом на тему «Роль книжной иллюстрации в развитии и воспитании детей с речевыми нарушениями».
Якимова Татьяна Игоревна, воспитатель ресурсной группы, МАДОУ № 57, Сурадеева Мария Петровна, учитель-дефектолог, МАДОУ № 57, озвучили тему «Музыкальные игры, способствующие развитию слухового восприятия и навыка имитации у детей с Рас».
Присутствующие могли прослушать не только доклады выступающих и презентации опыта, но и посмотреть выступление инклюзивной вокальной группы воскресной школы храма Александра Невского «Добрые сердца» с песней «Ангел мой» и прослушать стихотворение «Доброта», которое декламировала Алёна Лазовская.
По итогам «круглого стола» в ходе обмена мнениями были приняты решения:
- Организовать сетевое взаимодействие воскресной школы Петропавловского собора, с педагогическим университетом (кафедрой дефектологии ТГПУ), с ТОУНБ им. А.С. Пушкина, с дошкольными учреждениями и коррекционными школами города Томска, Санкт- Петербурга.
- Организовать психолого-педагогическое сопровождение родителей воспитанников инклюзивной группы воскресной школы.
- Продолжать социализацию воспитанников инклюзивной группы воскресной школы через их участие в мероприятиях епархии и города.
- Информирование жителей города о целях и задачах нашей работы, о милосердном отношении к детям с ОВЗ.
- Создать условия для занятий инклюзивной группы воскресной школы.
- Привлечь к участию в мероприятиях студентов кафедры дефектологии ТГПУ.
- Организовать подготовку специалистов для воскресных школ.
Архимандрит Иосиф (Еременко) ознакомился с работой детского кабинета Отдела библиотечного обслуживания людей с ограничениями жизнедеятельности.
Информация взята с сайта Собора имени святых первоверховных апостолов Петра и Павла (перейти)