«Один день в школе святителя Макария» прошел в гимназии № 55

13 ноября в гимназии № 55 имени Е.Г. Версткиной в рамках Макариевских образовательных чтений прошел необычный урок «Один день в школе святителя Макария».
Участники занятия — учащиеся четвертых классов, а также гости — методист Отдела религиозного образования и катехизации Томской епархии  Елена Николаевна Соколова и педагог СОШ №5 г. Томска Оксана Ивановна Калашникова  на час перенеслись в  XIX  век. Совместно с организаторами урока,   учителем ОПК и ИЗО гимназии Зоркальцевой Ольгой Михайловной и приходским педагогом  Назаровой Олесей Юрьевной, гимназисты придумали образ идеального учителя, узнали в каких прекрасных зданиях расположилась школа грамоты, составили расписание, отбросив «лишние» предметы, и приступили к занятиям. На уроке чтения ученики читали текст «Дом» из учебника великого народного педагога К.Д. Ушинского. Текст был приведен, безусловно, в дореволюционной орфографии, с ятями, ерами и ерями, десятиричным «i». Легко освоив новые буквы  и прочитав текст, не сразу смогли ученики  ответить на вопрос о чем он! Зато с легкостью они сравнили свои домашние дела с теми, что описаны в тексте. Да и что сравнивать? Некогда теперь наблюдать за домом, за его звуками и запахами, за его заботами и хлопотами, ведь дома ждут телефон и компьютер, еда и сон. Работа с текстом далась непросто, но показала как далек от нас XIX век. Не самым легким, но, пожалуй, самым увлекательным оказался урок письма. Еще бы! Писать пришлось настоящей перьевой ручкой, обмакивая в чернила. Вот уж пришлось попотеть! Ручка не слушалась, перо царапало бумагу и ложилось на ребро, чернила марали бумагу. Вот так труд! Не всякому ученику под силу. Но ведь увлекательно. Многим захотелось продолжить заниматься этим мастерством.
В завершении необычного путешествия во времени участники урока проголосовали за расширение расписания школы грамотности и выбрали еще несколько предметов, которые стоит изучать каждому культурному человеку. Такими предметами оказались: химия, иностранный язык, технология (труд), окружающий мир, ИЗО, физика, физическая культура и даже каллиграфия!

После занятия состоялось обсуждение его итогов. Методист Соколова Е. Н. передала педагогам приветствие от руководителя ОРОиК протоиерея Андрея Турова и поблагодарила  за урок. «Отрадно, что после урока самый непоседливый ученик поинтересовался где можно купить чернила» , -заметила Е. Н. Соколова.

О. Ю. Назарова поделилась своими впечатлениями от урока: «Урок! Новый! С новыми детьми. Часто стараюсь делать анализ уроков и анализ аудитории. Меняются ли дети? Да, безусловно! Сегодня урок вскрыл ряд проблем. Ребята 4 класса умеют читать, точнее так, буквы в слова складывать они умеют, а вот читать? Здесь вопрос. Небольшой текст о доме: «А где же лучше?», спрашивает сестра брата: «дома или в школе?»
— Не дурно и в школе, отвечает брат: а дома все же лучше. Дома отец и мать, братья и сестры. Отец работает, мать хозяйничает; кухарка стряпает, а дети учатся или играют. Дома мне все знакомо: и столы, и стулья, и шкафы. Я бегаю по всем комнатам. Загляну в кабинет к папаше, и в спальню к мамаше, и в залу, и в гостиную; и в кухню, где перед обедом так приятно пахнет, и в кладовую, где на полках много хороших вещей. Дома утром мы завтракаем, в полдень обедаем, вечером ужинаем, а ночью спим сладко в наших кроватках. » Вот он текст: простой, незамысловатый. Первый же вопрос о чем текст? Вызывает во мне подозрения. Дети не умеют понимать прочитанное! Не умеют вычленять в тексте главную мысль! Ответы: «мы прочитали о том, как жили бедные люди», «как жили крестьяне»! Минутку, из чего же это следует? Да, разве об этом мы читали? Мы ведь о том, как приятно быть дома, где все родное и милое. Но, дети, не понимают прочитанного, потому фантазируют, додумывают, придумывают, пытаются анализировать, но из неверного посыла делаются неверные выводы. Даже, если мы порассуждаем о каком доме речь, явно поймем, что не о бедном доме рассказывает мальчик. В доме есть кухарка! Но, дети этого не замечают. Как же научить их читать и понимать? не придумывать, не фантазировать, а просто понимать? Сделайте же, наконец, добротные учебники! Учебники, где есть четкие правила в рамочку, а не текст на 3 страницы, из которого ребенок якобы сам должен прийти к умозаключению! Ребенку 10 лет! Его мыслительный аппарат еще не сформирован, он формируется, и читать между строк надо учить, но сначала нужно научиться просто читать. Кстати, в конце текста есть задания от К.Д. Ушинского, одно из них рассказать что дети делают дома и найти сходства и различия! Здесь было совсем грустно. Здесь тревогу нужно бить. Родители, у детей нет дома. Дом с его запахами, звуками, обитателями, заботами неинтересен ребенку, а порой просто у ребенка нет времени на этот дом. Почти все дети домашними занятиями назвали: игры в компьютере и телефоне, некоторые добавили, а еще едим и спим. Лишь одна девочка сказала, что она рисует. А одна сказала, я прихожу ем и ложусь спать. Ребенок перегружен! Дом — это просто спальня. Зачем куча кружков? Дом стал гостиницей, ночлежкой. Никто из детей не назвал ни единой домашней заботы. Дети освобождены от домашних хлопот и труда, родители стали их обслугой дома, учителя — в школе. 

В конце текста приведена пословица — «В гостях хорошо, а дома лучше». Спрашиваю: ребят, почему к этому тексту подобрали такую пословицу? Ступор. Долго не понимают. Один несмелый ответ: в гостях шумно, а дома — тихо. Дети не связывают вопрос с прочитанным текстом! Нарушены логические цепочки. Очень рано начинают давать им нестандартные задачи, сложные, когда еще простое не освоили. На письме оказалось, что все без исключения присутствовавшие ребята не умеют держать ручки! Это катастрофа! вывернутая кисть руки в неестественное положение (неудивительно, что со временем в суставах будет деформация, это не физиологично), рука зажата так, будто ребенок все время ждет удара. Ручка, как следствие, неправильно прилегает к бумаге и бедный ученик не может вывести ни одной приличной буквы. Не работают пальцы. А ведь на кончиках пальцах все: интеллект, усидчивость, кропотливость. Радует, что детей заинтересовала каллиграфия, что они поняли сложность и увлекательность обыденного труда.  
Заканичивая школу грамоты, а это 2-3 класса, ее выпускник легко бы дал фору современному выпускнику. Ученики школы грамоты легко могли считать, работать с дробями и сложными задачами, хотя обучались лишь бытовым задачкам, они прекрасно писали, легко прочитывали и понимали текст, имели представления о разного рода предметах и явлениях в окружающем их мире. Мы изобретаем велосипед в образовании, пытаемся впихнуть в детей данные из всех мировых энциклопедей, а Энтшейнов больше не становится! Мы увеличиваем нагрузку по физкультуре, а здоровее дети опять же не стают. Кстати, дети высказывая предположения, отчего в школе грамоты не было физры, предположили, что крестьяне были физически слабыми, плохо питались. А как же они удивились, когда я предположила, что крестьянский пацан дал бы фору по силе. Ведь их повседневный труд был столь физически активен, что ни один спортзал его не заменит: ну-ка, перелопать-ка несколько соток в огороде, а прополка — вот уж упражнения для мышц спины и рук, а зимой — несколько сугробов раскидать? А зал тяжелой атлетики — потаскай воду ведрами в дом, а стирка в реке, а особенно в проруби. А бицепсы хорошо качать при рубке дров. Не нужна была физкультура тем, кто изо дня в день имел доступ к физическому труду.
Все гениальное — просто! Замечательная мудрость. Может стоит прислушаться к ней? Выпустить для начальной школы прекрасный методический комплект гениального педагога   К. Д. Ушинского «Родное слово»? Может стоит вернуть в школу чернильную ручку? Кстати, детям очень понравилось, проверено!»


Текст и фото помощника настоятеля Богоявленского кафедрального собора по педагогической работе, регионального куратора Олимпиад ПСТГУ,
Олеси Юрьевны Назаровой

«

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *